Продолжаем отчёт о горном походе второй категории сложности в районе Архыза.

28 июля (продолжение)

Итак, главная задача – найти путь спуска. Разведка показала, что единственный вариант проходит вдоль русла крутостенного осыпного кулуара с грязевым послеселевым потоком. Там очень опасно. Может, есть еще вариант? Внизу, на другом берегу Секиртме видны палатки какой-то группы. Если бы они шли вниз, вряд ли остановились бы в том месте, логичнее дойти до долины Псыша. А вот бивак на левом берегу Секиртме логичен при подъеме. С утра можно безопасно перейти реку и начать подъем. Ну что же, подождем. И посмотрим, куда группа пойдет. Им, пожалуй, снизу виднее, чем нам сверху. Утро вечера мудренее.

29 июля.

Утром видели, как наши нижние соседи форсировали реку, зашли в заросли кустарника и исчезли из виду. Ждать их? Это долго. Ладно, может, встретимся. А тем временем с великой осторожностью сходим в кулуар и проходим в его верхней части правым бортом. Очень ненадежно лежит мелкая подвижная осыпь. А на ней «чемоданы». Они с жутким звуком срываются из-под наших ног и ухая, шуршат вниз. Идем, не растягиваясь. А где очень опасно, по одному, от поворота до поворота, от скалы до скалы, проходишь, затем прячешься за выступом от пущенных следующим за тобой камней. И так несколько раз. Внизу, у основания кулуара появилась тропа. Значит, она была размыта селем. Только за этот участок на спуске перевал не может оцениваться как «1 А». Вспомним эталонный архызский перевал Орленок. За спуск в «трубе» он получил «1 Б». Здесь не проще и не безопасней.

По тропе траверс влево-вниз к водопаду. Здесь пришлось задержаться из-за технических неполадок - Люда вынуждена была зашить себе штаны. В этом месте, на  бараньих лбах тропа снова теряется. Спуск по бараньим лбам 5 м с гимнастической подстраховкой от полочки к полочке, рюкзаки пришлось передавать на скалах по цепочке. Дальше тропа  уверенно уходит вправо траверсом, пересекает несколько оврагов и опять теряется. Дальше спуск прямо вниз в высокой траве и осыпях. Внизу продираемся сквозь березовое мелколесье и выходим на берег Секиртме (2160 м). От места бивака сюда полтора часа чистого времени.

Наших нижних соседей что-то не видно. Где же они прошли вверх? Оказывается, нигде. Вверху под отвесными скалами правого борта ущелья «висела» группа. Кто-то, очевидно, руководитель, метался то вправо, то влево под скальным поясом. Травянистый склон под скальным поясом был, по крайней мене, не положе 40°. Группа с трудом держалась под поясом, наверное, они не могли  даже присесть для отдыха. Как их туда угораздило?

При движении в обратном нашему направлению выход под перевал найти нелегко. Нужно пройти за первый водопад и там начать подъем травянистым склоном к основанию второго, самого большого водопада. На этом пути на траверсе склона в любом случае выйдешь на тропу. Она и приведет под скалы у водопада. Выше скал тропа уверенно подведет к началу размытого селем кулуара. А за ним тропа пойдет краем морены до языка ледника Огары. Далее подъем на перевал очевиден.

Перешли через правый рукав реки вброд, течение не сильное. Зато через основное русло Секиртме пришлось переправляться с трудом. Течение стремительное, река довольно глубока. Использовали перила, но после снятия и маркировки веревки в суете забыли забрать два карабина. Надеемся, что они нас там ждут.

Вдоль реки сначала идем прямо по руслу, на песчаном левом берегу выстроены турики. Вскоре турики указали нам место, где начинается тропа, она нырнула в заросли криволесья. Дальнейший наш путь шел в лесу по хорошо разработанной тропе. Через полтора часа от переправы она привела нас на правый берег Псыша. (1920 м).

Переправиться здесь в это время суток невозможно. Обильное таяние ледников в такую жару привело к значительному поднятию воды. Разведка выявила место переправы вброд ниже по реке. Но переправляться там можно только рано утром. Решили потерять еще полдня, но переправиться утром без риска. Нашим планам не суждено было реализоваться. Пошел дождь. Он не прекращался до утра.

30 июля.

С утра идет мелкий дождь. Уровень воды поднялся, о переправе вброд нечего и думать. Если бы было еще более глубоко, один из нас переплыл бы реку со страховкой и закрепил бы веревку на другом берегу. Но глубина была приблизительно по пояс. В месте, где река делится на два потока, разделенных небольшим островком, решили перебросить ствол березы. Благо, она оказалась тут же неподалеку. Вообще-то с деревьями в месте нашей переправы “напряг”. Маленьких березок много, а вот достаточно крупных для предстоящего дела почти нет. Спилили дерево компактной цепной пилой и уложили от нашего берега к островку. Этот островок отделяет от противоположного берега неширокая, но бурная стремнина. Нужно было что-то положить через нее. Нашли три поваленных березки потоньше, чем первая, разрезали их пилой и перенесли к лежащей уже березе. Поочередно перетащили эти стволы вдоль нашей березы на островок и там аккуратно уложили рядышком от островка к противоположному берегу. Затем один из нас осторожно переправился налегке на другой берег и закрепил там конец веревки. По образовавшимся наклонным перилам переправили рюкзаки, а за ними без труда переправились сами. Эта переправа заняла у нас 4 часа.

По левому берегу Псыша идет хорошая тропа. Мы оказались на знаменитой Псышской поляне с многочисленными следами стоянок. Но сегодня там никого не было.  За час с небольшим дошли до того места, где толстый ствол пихты служит мостом через Псыш и ведет к Пихтовой гостинице. Здесь стали на обед. Дождь уже давно как прекратился, выглянуло солнце, жить стало веселей. Вокруг много грибов, пока мы варили грибной суп, к месту переправы подошла группа из нашей “Вестры”. Я не помню имени руководителя, но мы с ним общались при выпуске в клубе, я даже консультировал его по району.

Продолжаем идти по тропе. Сбиться здесь трудно. По пути встретили наших знакомых по Чучхуру запорожцев. Они настроились на вершину Пшиша. Через 2 часа хода подошли к Аманаузу. О переправе через этот приток Псыша всегда думаешь, как о чем-то особенном, непонятно как преодолимом. Много жертв имеет на своем счету эта коварная река. И мы ждали, что переправа будет трудной. На широкой пойме Аманауза не устроишь навесной переправы, деревья далеко от берега, ведь обычно эта река не течет одним потоком, а разбивается на рукава, которые постоянно меняют свои русла. Наши земляки сообщили, что переправа непроста, трудно найти стволы деревьев, переброшенных через рукава. Зато запорожцы сказали, что проблем никаких. И действительно, мы сразу же нашли толстый ствол через первый поток, затем второй рукав перешли вброд, причем течение там не сильное. Третья переправа не очень приятная. Там на уровне воды лежали два тонких ствола берез, вода перехлестывала через них, для их преодоления нужно было держаться за один ствол, а ногами перебирать по  другому. Но главное, не торопиться, не волноваться и быть предельно внимательным и осторожным. И тогда без проблем этот рукав перейдешь. Последний рукав тоже вброд и тоже без проблем. Итак, мы без всяких приключений довольно оперативно преодолели Аманауз. Какой-то сегодня выдался День пешеходного туриста.

После переправы напали на заросли спелой земляники. И наградили себя за муки переправ. Тропа идет левым берегом Аманауза. Влево - к перевалам Браконьеров, Аманауз и Дурицкого; вправо - продолжение Псышской тропы. Мы планировали оставить часть вещей и снаряжения в крупноосыпных завалах на стрелке Псыша и Аманауза, с тем, чтобы пойти в Архыз за продуктами и отослать посылками лишние вещи. Заночевали мы там же, на самом берегу Псыша (1670 м).

31 июля

С утра мелкий дождь. Но надо идти. Продуктов уже почти нет, времени тоже. Наша “двойка” под угрозой. Не успеваем пройти заявленный маршрут. Да еще и узнали, что для прохождения  через заповедник требуют большие деньги, их у нас нет. Камилл может не успеть на поезд из Адлера. В общем, надо что-то решать.

Тропа выводит к руслу реки, теряется на гальке. В одном месте, на скальном прижиме она просто разрушилась, идти в этом месте не то что трудно, даже опасно. Зато после этого неприятного места тропа становится четкой, приводит к  погранпосту. От него уже идет дорога. И мы по этой дороге протопали весь путь до Архыза. И все под дождем. Всего от места ночлега пройдено 19 км, но они не идут в зачет похода. В Архыз мы пришли после закрытия почты, так и не успев отправить наши вещи в Москву. В воскресенье и понедельник в Карачаево-Черкессии почта не работает. Придется ждать вторника. Заночевали мы на нашем месте на Греческой поляне, где жили в “единичке”

1 августа

В этот день мы поехали в Нижний Архыз, где оставались наши вещи и часть продуктов. Кроме того, там мы закупили недостающие продукты для заключительной части путешествия. Ну и горячая ванна занимала не последнее место в наших грезах.

2 августа

Спешить в Архыз не было нужды, почта откроется только во вторник. Так что гуляли в окрестностях поселка. Погода была прекрасная, но вечером начался дождь. Оля сегодня от нас уехала - семейные обстоятельства. Нас осталось четверо.

3 августа

Дождь как из ведра, но надо двигать. Когда-нибудь он должен прекратиться. Мы выехали местным автобусом в Архыз, там забрали у Виктора Марева – инструктора базы отдыха МВД – и у Тохтара Хубиева продукты  и кое-какое снаряжение и вещи для отправки почтой в Москву, постояли в очереди и запаковали посылки. Полдня как не бывало. Здесь же, в Архызе приготовили на газе по причине проливного дождя обед и пошли дальше по маршруту. Дождь кончился уже во время обеда. За полтора часа дошли до места ночевки. Это усыпанная земляникой поляна на стрелке Псыша и Архыза сразу же за мостом через Архыз (1520 м, 4,5 км от аула). Чтобы попасть на это место, нужно, поднявшись по дороге за мостом у недостроенного блочного здания справа от дороги свернуть в лес налево. Через 200 м будет вышеупомянутая поляна. За водой приходится ходить вниз, к мосту.

4 августа

С утра хорошая погода. Идти легко, рюкзаки пока нетяжелые. Дорога тянется левым берегом Псыша, сворачивать никуда не нужно. Приблизительный расклад по времени такой: от моста через Архыз до поляны Таулу у развилки на Софию полчаса, до реки Габулу-Чат час, еще час до Белой, оттуда полчаса до погранпоста, далее час до большой поляны у устья Аманауза. Время может колебаться в зависимости от веса рюкзаков и состояния группы. Недоходя до Габулу-Чат попали под ливень. Нам везет! Останавливаться уже нет желания, да и время на исходе.  Идем под полиэтиленовыми накидками и в дождевых костюмах. Дождь лил около полутора часов. Перешли по бревну через Белую и там остановились на обед. Несмотря на то, что лес и все вокруг было мокрым, костер удался. Сушняка здесь немеряно.

Дальше дождь накрапывал время от времени. Но к вечеру можно было предположить благоприятный прогноз на завтра. Туман пополз вниз, солнце закатилось за Аманауз в чистом небе.

Забрали свои вещи из заброса и рюкзаки стали малоподъемными. Дальше едва   волочим ноги. Хорошо, что отправили часть вещей почтой. Проходим по тропе мокрый лес. На полянках устроили биваки многочисленные группы. Мы стали на границе леса рядом с большой группой из Петербурга. И вновь встретили здесь своих  новых знакомых из Запорожья.

5 августа

По правобережной тропе выходим из леса и по луговому берегу следуем вверх по течению

Тропа часто исчезает. Впереди возвышается скальная пирамида, она кажется значимой вершиной. Можно подумать, что это Аманауз. И по форме эта вершина очень похожа на него. Но  это всего лишь плечо Аманауза . В двух местах вправо, вверх на склон уходят хорошо набитые тропы. Выше они прерываются и исчезают, а несчастные туристы опять возвращаются к реке, еще лучше разрабатывая ложные тропинки. Подъем к перевалам Аманауз, Браконьеров и Дурицкого начинается перед потоком с Аманаузского ледника справа по ходу. Здесь часто до конца лета лежит лавинный мост через Аманауз.

Тропа снизу слабо угадывается, но вскоре, на морене она проявится и больше не исчезнет до самых подходов к перевалам. От границы леса сюда около часа ходу.

Тропа круто взбирается по краю крутой морены, справа – сосновый лес, слева – обрыв к левому истоку Аманауза. Затем она входит в сосняк. Позади открывается чудесный вид на громаду Пшиша, слева открылась София, правее хорошо просматривается Чучхур-баши и поля ледника Буша. Через полтора часа тропа выполаживается и выводит на луга нижней террасы долины. Здесь мы приготовили обед. В этот день нам повезло с погодой.

На террасе развилка троп. Мы собирались идти влево, к леднику Аманауз и далее на перевал Браконьеров. Выше на склоне, слева от нашего пути видны серпантины левой тропы. Но четкая тропа вела нас по лугам прямо. И мы оказались на подъеме на правый по ходу склон. Думали, что тропа свернет влево и выведет нас к Аманаузскому кругозору. Но через полчаса от места обеда мы поднялись на верхнюю террасу, но уже правее по ходу, чем нам нужно. А день подходил к концу. И мы стали на ночлег (2470 м).

Вид отсюда превосходен. София, Чучхур, Кизгыч-баши, Токмак, Псыш, Пшиш. К сожалению, совершенно не видно Аманауза. Он скрыт гребнем, отделяющим нашу долину от долины с ледником Аманауз и тропой на Браконьеров.

6 августа.

С утра шел дождь. Мы взвесили свои шансы и пришли к выводу, что катастрофически опаздываем. Стоит задержаться еще хоть на день из-за непогоды или по другим обстоятельствам, мы не успеем прибыть в Адлер к сроку отъезда Марата. Да и контрольные сроки под угрозой срыва. О прохождении заявленного маршрута через Квату и Кардывач с последующим выходом на Красную Поляну уже не приходилось даже думать. И не только из-за отсутствия денег для пересечения заповедника, но и из-за невозможности успеть это сделать. Если мы будем возвращаться на правую тропу для выхода на перевал Браконьеров, потеряем еще полдня. А путь через перевал Дурицкого в долину Бурной сам по себе  короче, чем через перевал Браконьеров. Правда, этот перевал несколько сложнее, в 60-70- е годы он оценивался как 1 Б. И я его проходил в 1976 г. как через 1 Б. Так что часа 4 мы выиграем, если используем этот запасной вариант.

Вышли поздно, когда прекратился дождь. По правому борту висячей долины идет слабая тропа, она приводит к некрутому (25°) снежнику и крупной осыпи. Прямо по ходу, правее скальной вершины Дорбун-Каи видна выемка перевала на Белую (1 А), наш перевал левее и с висячей долины не виден.

Идем без тропы, по пологим снежникам траверсируем влево. Под большим камнем пообедали (1 час от места бивака). Перевал прямо перед нами. Снизу подъем кажется очень крутым и труднопреодолимым. И это оказалось правдой.

На перевал поднимаемся правее седловины, по мелкой подвижной осыпи и травянистым полочкам в сыпучих скалах. Очень круто (45°). С тяжелым рюкзаком невероятно трудно устоять. Перила негде закрепить. Опасно! На перевал Дурицкого выходим под скалами левой стороны перевала (50 минут от начала подъема на предперевальный склон).

Перевал Дурицкого (1 А-1 Б, 2980 м),

Расположен в хребте Аркасара южнее вершины Дорбун-Каи.Назван в честь первого директора Архызского отделения Тебердинского заповедника.  Соединяет верховья левого истока р. Аманауз (бассейн Псыша) с правым истоком р. Бурная (бассейн Большой Лабы). Альтернативный перевалу Браконьеров, но более сложный вариант перехода из Аманауза на Лабу. Трудна его восточная сторона. Ненадежная подвижная осыпь на разрушенных скалах делает перевал опасным. Не рекомендуется для «единичек». Сложность его скорее 1 Б, нежели 1 А. На западной стороне небольшой ледник, на него выход по подвижному конгломерату, но спуск не труден и не опасен. Намного труднее подъем со стороны Бурной <Фото 58 >. При благоприятной погоде возможно прохождение перевала с долины Аманауза, от границы леса до границы леса на Бурной. Но лучше ночевать в висячей долине истока.

Спускаемся мелкой подвижной осыпью (40°) на постепенно выполаживающееся  поле ледника, оно полностью покрыто снегом. Внизу его крутизна не более 25°. Ночуем на правобережной морене у тропы к перевалу Дорбун (2670 м, 1 час от перевала Дурицкого).

7 августа.

Наша задача на этот день – дойти до Большой Лабы и там найти хорошее место для лагеря. От места ночевки идем прерывающейся тропой с перевала Дорбун по правобережной морене. Ориентироваться следует по турам. Далее тропа траверсирует травянистые склоны правого берега долины.

Внизу видно слияние истоков Бурной, по левому ее истоку идет путь к перевалу Браконьеров. Сверху этот путь не радует, видно, что идти туда приходится по сыпучему левому склону. Тропа продолжает идти траверсом правого склона и обрывается у реки в месте брода. (2000 м, 2 часа). Переправа  на левый берег не представляет трудности. На правом берегу ниже по реке развалины коша. Видно, как от него на склон Бурной уходит тропа к перевалу Дукка в Архыз.

Долина Бурной

Торная тропа круто падает в пихтарнике и за 50 минут сбегает к Большой Лабе.

Переходим на правый берег Бурной по оборудованной пограничниками кладке. Там расположен погранпост. Рядом с ним мы пообедали, посетили пограничников и пошли дальше по грунтовой дороге, которая начинается от погранпоста. Стать на ночевку можно рядом с пограничниками, но этого не хотелось. Отдохнуть лучше в тихом месте. Но по дороге мест для лагеря нет.

Через 45 минут от погранпоста дорога подходит к реке. Здесь брод. Его вечером преодолеть не реально, да и не нужно. Дальнейший путь идет этим же берегом. Становимся на ночь в этом месте. Вечером пошел мелкий дождь.

8 августа.

От места брода идем правым берегом, где тропа почти исчезла. Много лет назад здесь проходила торная тропа, можно было дойти до реки Санчаро без каких либо трудностей. Тропа была даже скучна без препятствий, в высокоствольном лесу обзор ограничен. Теперь же не соскучишься. Во многих местах тропа обрушилась, а где сохранилась, сильно заросла. За 2 часа чистого времени дошли до второго брода грунтовой дороги. Здесь машины возвращаются с левого берега на правый. Но ходят они редко. Только когда завозят продукты для пограничников или меняют наряд. Лес в верховьях Большой Лабы сейчас не вырубают.

У второго брода мы стали на обед, но полил сильный ливень, началась гроза. Обед мы готовили под тентом на газе. Дождь не прекращался. Сидеть на месте мы уже не могли, нужно было идти любой ценой. И мы пошли по грунтовке. Вправо уходят два волока, откуда к дороге стягивают поваленные стволы. Значит, лесовозы сюда заходят. За 3 часа дошли до новой переправы. Мы не смогли бы в такой ливень перейти реку, если бы не чудо. Оказывается, пограничники сделали в 100 м ниже места брода навесную кладку на тросах. И мы спокойно перешли на левый берег. Еще полтора часа и мы у нового препятствия. Это вздувшаяся от ливня река Санчаро. Здесь нет никакого моста. Есть информация, что рядом с погранпостом на поляне 7-го Поста (7 км отсюда) есть кладка, но туда трудно пройти по правому берегу Санчаро по слабовыраженной тропе. Решили стать на ночлег и дождаться утра. Все вымокло.

9 августа.

По-прежнему идет дождь. Вода в Санчаро еще больше поднялась. О переправе нечего и думать. Неужели опоздаем в Адлер к контрольному сроку? Но нам повезло. Еще ночью мы слышали шум мотора – вверх ушел тяжелый автомобиль. Если он сегодня вернется, нам крупно «пофортило». Часов в 11 груженый лесовоз подъехал к броду. Мы уговорили водителя помочь нам. Рюкзаки мы привязали вверху, к креплениям бревен, а сами, вчетвером, забились в кабину, двое на сиденье, один на чужих коленках, а Марат стоя на подножке. Так мы переправились.

До поселка Пхия идем под проливным дождем по хорошей дороге, но местами она полностью затоплена и представляет собой болото. Ноги вязнут в густой грязи. Через 6 км поворот дороги вправо, она пересекает несколько неглубоких разлившихся рукавов и выводит к мосту.

Переходим на правый берег (2 часа от Санчаро). Еще 1 км ходу по дороге и мы входим в поселок. Дождь прекратился, но тучи все еще висят над нами со всех сторон. Непонятно, какая погода нас ожидает.

В Пхие есть магазин, отделение связи. Поселок отличается от своего соседа – Архыза. Здесь чувствуется, что климат в долине Большой Лабы суровее архызского. Известно, что влажность в Пхие в два раза выше, чем в Архызе, но для нас сейчас она в десятки раз выше. Мы «напились» этой влаги «от пуза». Интересно, что Пхия расположена на сотню метров ниже Архыза (1380 м), а средняя температура в июле здесь ниже.

Из Пхии можно уехать попутным транспортом, мы так бы и сделали, но групп в этот день собралось много, машин, практически, нет. Если ждать удачи, можно опоздать. Недаром ведь мы мучались под дождем. Нам дорого время, если полагаться на попутки, можно значительно быстрее добраться до Курджиново, а можно и застрять. Рисковать не будем и пройдем весь путь до Рожкао пешком, да и не только мы. Большая группа туристов ушла вниз по долине раньше нас. А несколько групп оседлали дорогу и ждут удачи.

Через несколько километров проходим небольшой поселок Закан. За ним пограничный пост. Всех проезжающих и проходящих тщательно проверяют. В этот день сюда нагрянуло большое пограничное начальство, и пограничники свирепо выслуживаются.

За постом дорога спускается к мосту и переходит на левый берег. Вскоре мы выходим к левому притоку Лабы – реке Дамхурц (3, 5 часа от Пхии, 1170 м). Даже после проливных дождей вода в этой реке остается чистой. А вот и опять пошел дождь. Ночуем у устья Дамхурца, где довольно много удобных мест для ночлега. Рядом небольшой поселок Дамхурц. Именно отсюда мы должны были идти к перевалу Квата. Но не суждено. Если соберемся еще раз, возьмем побольше денег и предусмотрим дополнительно дни на непогоду.

10 августа.

Дождь продолжается. Но надо идти. Через 1 км проходим мимо кордона заповедника Карапыр (1160 м). Далее дорога тянется вдоль скальной стены. По пути много удобных зеленых лужаек, вот где хорошо бы отдохнуть. Недалеко от  хутора Точеного над дорогой вырастают скалы красноватого оттенка. Причудливо смотрятся башни и выступы. У основания они напоминают бараньи лбы, будто их когда-то обточил ледник. Скалы кажутся «чистыми», вот бы где потренироваться. Вообще-то, после посещения долины Большой Лабы ниже Карапыра у нас возникло желание сюда вернуться и немного пожить в этой долине.

К концу дня подходим к крайним домикам поселка Рожкао (993 м, 21 км от Дамхурца, 6 часов). Здесь мы заканчиваем пешую часть путешествия и утром будем выезжать в «цивилизацию».

11 августа.

В 15 часов  коммерческий автобус выезжает на Курджиново. Туда 18 км асфальтированной дороги.

Место заключительного лагеря нашего похода

Из Курджиново ходят автобусы в Псебай, Лабинск и далее в Краснодар. В другую сторону можно уехать на Зеленчукскую. Мы доехали до Майкопа, а там в Белореченск в 15-45 уходит электричка. Ждать электричку на Туапсе в Белореченске недолго. В Туапсе она прибывает около 21 часа, правда, часто опаздывает. В Туапсе мы, уже в темноте, отправились к нашему традиционному месту отдыха на побережье – к скале Кисилева. В Адлер выехали на следующий день.